История развития гребли на байдарках и каноэ  начинается за многие тысячелетия до нашей эры – с той поры, когда человек осмелился выйти на воду, используя как средство передвижения по ней дерево, связку сучьев или тростника. На первых порах роль весел и руля выполняли руки или ноги.

Первые суда из папируса, построенные более 6 тыс. лет назад, были найдены в Египте. Там же на надгробной доске, выполненной примерно за 2,4 тыс. лет до н. э., «расшифровано» изображение двух лодок: одна передвигалась при помощи весел, укрепленных на бортах, другая – с  помощью сидевших гребцов с веслами в руках.

В середине 20 века , английский археолог сэр Чарльз Вуллей при раскопках могилы шумерского царя обнаружил   серебряную лодку-каноэ. Согласно описанию это каноэ около 6 тыс., лет назад было подарено правителю для поездки на реке «в царство мертвых».

В России на берегах озера Ладога и реки Дон были найдены дубовые челны, выдолбленные более 4000 лет назад. Лодки, напоминающие каноэ и байдарки, использовались для передвижения, торговли и военных действий жителями Африки, Латинской Америки, Канады, Южной Азии, Чукотки.

В Бразилии племена индейцев, живущие на берегах рек, используют для охоты, рыбной ловли и качестве средств передвижения на воде пироги,которые являются прототипами каноэ, они выдолбленны из цельных стволов дерева; на острове Пасхи, в Перу – лодки из камыша. В арктических районах, бедных деревьями, и сейчас используют лодки из   кожи животных.

эскимосский каяк и йндейское каноэ прототипы современных гоночных лодок

Так, эскимосы изготовляют лодки из тюленьих шкур,которые являются прототипами байдарок. Байдарки для 1 – 3 чел., зашитые сверху поясным передником гребца, использовали главным образом для охоты. На лодках-каяках с плоским дном гребли, как правило, женщины. Многоместные  лодки служили прежде всего транспортными средствами или использовались в охоте на китов. Оба типа лодок были распространены в районах от Восточной Сибири до Гренландии.

Когда человек научился делать лодки из стволов деревьев, тогда же, очевидно, возникли и прототипы весел для каноэ и байдарок. Если на мелководье человеку удавалось обходиться шестом, то на глубокой воде и при волнах он мог управлять лодкой лишь в положении «сидя» грести коротким веслом с одного борта (как на каноэ). В то же время на узких лодках можно было работать веслами с обоих бортов (тогда и появилось двухлопастное байдарочное весло).

Первые клубы гребли

Большим пропагандистом этих лодок и основоположником нового вида спорта, заслужившего в конце концов признание во всем мире, стал живший в Лондоне шотландский юрист Джон Мак Грегор. В 1865 он, имея прототипом эскимосский каяк, спроектировал и построил для себя лодку, которую назвал «Роб-Рой». Она была длиной 4,57 м и шириной 0,76 м. Обшивка – клинкерная, из дуба; палуба – из кедра. Параметры второй лодки Мак Грегора – 4,26 и 0,66 м. Владелец много путешествовал на ней по озерам и рекам Центральной Европы, о чем рассказал в книге «1000 миль на каноэ «Роб-Рой». В последующие годы он описал и свои путешествия по Норвегии, Швеции, Дании, Северной Германии и Балтийскому морю, а также по реке Иордан, Красному морю и Суэцкому каналу. Эти путешествия получили международную известность и вызвали большой интерес. В 1866 Мак Грегор стал основателем первого в мире гребного клуба – Английского Королевского клуба любителей гребли на байдарках и каноэ.

В 1867 Английский королевский каноэ-клуб организовал первую байдарочную регату, а в 1874 установил призы для победителей ежегодных гребных регат на «Кубок вызова» и соревнований на парусных каноэ.

К 1885 соревнования на байдарках во многих частях Европы, где к тому времени были открыты гребные клубы, приняли форму официальных регат. Кроме названных клубов Англии и Америки были организованы гребные клубы в Германии – в Бреслау (1876), Бонне и Ганновере (1885), Берлине и Любеке (1886). Правда, вскоре они прекратили существование. Функционировали клубы гребцов в Швеции (с 1900), Франции (с 1904), яхт-клуб в Праге (с 1908) и др.

николай 2

В России первый гребной клуб организовали жители прибрежной полосы Невы в Петербурге, занимавшиеся с 1858 в кружке любителей гребли «Моряк на все руки». В 1860 этот кружок получил официальный устав и был переименован в Санкт-Петербургский речной яхт-клуб, в котором развивали греблю на академических и народных судах и на байдарках.

История Федерации

Наступил период «гладкой воды»: гребцы участвовали в периодических заездах, во многих странах были организованы и успешно функционировали ассоциации и союзы, издавались специализированные журналы. Гребной спорт развивался в спокойном темпе, без каких-либо значительных событий, пока не наступил январь 1924 года.

19 и 20 января в столице Дании Копенгаген состоялось заседание делегатов, на котором было принято решение основать Международное представительство каноэ – ИРК. Позже, в 1946 году его переименовали в ИКФ (ICF - Международная федерация гребли на байдарках и каноэ). Были поставлены следующие цели:

- организовывать международные соревнования по гребному спорту;

- установить связи между клубами и ассоциациями разных стран;

- заниматься пропагандой гребли;

- включить греблю на байдарках и каноэ в Олимпийскую программу.

Олимпийская история гребли

 В 1936 году в Берлине на XI Олимпиаде байдарочники и каноисты впервые в истории получили право бороться за олимпийские медали, правда, только мужчины и только в одиночках и двойках года (впервые вид был представлен на олимпийских играх 1924 года в качестве неофициального вида). Барышням разрешили участвовать только в 1948 году в XIV играх в Лондоне.

Развитие гребли как вида спорта, вышло на новый уровень.

До 1950 года отечественные гребцы были полностью изолированы, не имели возможности ни участвовать в международных спортивных событиях, ни контактировать с зарубежными коллегами. Олимпийские Игры 1952 года стали знаковыми для советского гребного спорта: наша команда дебютировала и привезла домой бронзовую медаль, Саратовский гребец Лев Никитин в заезде байдарок-одиночек на дистанции 1000 метров занял 8 место.

Долгие годы  лидерские позиции на первых чемпионатах мира удерживали представители Германии, Швеции, Чехословакии, Австрии, Дании и Норвегии. Но в 1956 году им пришлось уступить спортсменам СССР. Всего советские каноисты и байдарочники участвовали в 20 чемпионатах, заняв в 16 из них первое общекомандное место.

Сегодня…

На сегодняшний день гребля на байдарках и каноэ является одним из самых медалеемких олимпийских видов спорта. В идеале страна-участница может завоевать 12 золотых медалей на дистанциях 200, 500 м и 1000 м.

Олимпийские игры – это не единственная возможность стать победителем. Систематически проводятся чемпионаты и кубки мира, чемпионаты Европы, серии соревнований Гран-при, первенства для юниоров, разнообразные международные регаты.

класс лодки каноэ 7 закончившая свое существование в середине 80 х годов 1

Программа всех международных регат и чемпионатов включает в себя соревнования на байдарках и каноэ-одиночках, двойках и четверках на дистанциях 200 м, 500 м и 1000 м.

Международная федерация гребли занимается постоянным развитием этого вида спорта и вносит изменения в правила проведения соревнований. Количество членов федерации выросло до 150 (по состоянию на 2000 год), а количество любителей гребли не поддается подсчету,  и только увеличивается.

История Саратовской школы гребли на байдарках и каноэ

Устав Саратовского гребного клуба был принят 16 сентября 1876 года. Таким образом, Саратов стал третьим после Санкт-Петербурга (1860) и Москвы (1876) городом, начавшим развивать гребной спорт в нашей стране. В первых гребных клубах развивался парусный спорт и гребля на шлюпках. 

первые каноисты

История Саратовской школы  гребли на байдарках и каноэ берет свое начало в послевоенные годы,когда  в1948 году некоторые гребцы-народники из шлюпок стали пересаживаться в байдарки и каноэ.Первым в байдарку пересел Владимир Кобоняев.Вскоре Валентин Усинов и Виктор Александров на Чемпионате СССР в байдарке-двойке занимают 2 место.

Лев Никитин8 место на Олимпиаде 1952 года в Хельсинки и Герд Фредрикссон шестикратный олимпийский чемпион 1

Лев Никитин с 1951 по 1955  становится  Чемпионом СССР, а в 1952г. занимает  8 место на Олимпиаде в Хельсинки. Призёрами и победителями Всероссийских соревнований были Генадий Сажнов (1953г. 1 место), Анатолий Сизов (1953г. 2 место), Анатолий Сахаров, Юрий Калентьев , Виктор Гнатенко, Владимир Ляхов (1954г. эстафета  2 место), Виктор Быков(1955г. 2 место), Георгий Лежнев(1964г. 3 место). Среди первых каноистов Константин Бактеев и Анатолий Черногаев.

Гребля на байдарках и каноэ прочно закрепилась на Волге.

А.П.Беляев 3 место на ЧЕ 1

Вскоре тренер В.А Быков приглашает в Саратов сильнейшего каноиста страны А.П Беляева (Чемпион СССР, бронзовый призер чемпионата Европы).

Лев Басков и Василий Лобанов первые каноисты Динамо 1

Упорная работа тренеров дает свои плоды. Продолжают успешно выступать Виктор Быков,Владимир Ляхов,Александр Горбачев,Борис Бармин, Николай Сорокин,Виктор Липатов,Валерий Корнеев и Федор Гудков.

Воспитанники молодого тренера В.И Тужилкина Лев Левушкин, Владимир Белобородов, Николай Прокопенко и Дмитрий Усанов становятся мастерами спорта СССР.

В 1964 году Александр Горбачев принимает участие в первенстве Европы и становится бронзовым призером чемпионата СССР.

Следующим важным этапом для развития гребли на байдарках и каноэ в Саратовской области становится открытие в 1965 году моста между Саратовом и Энгельсом.И опытные тренеры начинают осваивать озеро «Сазаний ерик» (оз.Сазанка). Первым был Ю.С Кучеренко, он занял место под строительство водно-спортивной базы на 500-метровой отметке.  Многие именитые спортсмены переходят на тренерскую работу, среди которых  А.П.Беляев, В.Т.Майоров, В.Н.Чернецов. и начинается новый этап в истории развития  гребли на байдарках и каноэ в Саратовской области.

водно спортивная база Буревестник 1

На месте будующих баз начали  строить элинги для хранения лодок. В 1968 году жители г.Энгельса вовлечены в новый для города вид спорта- гребля на байдарках и каноэ. И в 1969 году на оз.Сазанка впервые проходит Первенство СССР среди молодежи. В 1971 году на спортивном небосклоне г.Энгельса появляются новые имена: Вячеслав Дьячков,Сергей Евсеев ,Наталья Чернышова,Людмила Стеклова,Олег Пряхин,Алексей Чекалин,Любовь Суворова. Сильную группу каноистов подготовил В.Т.Майоров : Сергей Волчков и Александр Байбиков- победители Первенства СССР, Евгений Передреев-МСМК, чемпион СССР, Иван Майоров-чемпион России, бронзовый призер чемпионата СССР.

Начиная с 1948 года и по настоящее время Саратовскими гребцами на международных соревнованиях завоевано медалей: 44 бронзовых, 68 серебряных и 60 золотых. Подготовлено 13  мастеров спорта международного класса и 2 заслуженных мастера спорта. Присвоено звание "Заслуженный тренер России" : Трунин Владимир Куприянович, Неловко Алексей Викторович, Лукьянов Сергей Васильевич, Гаврилин Евгений Вячеславович, Панферова Ольга Ивановна, почетное звание "Заслуженный работник физической культуры РФ" : Шевченко Юрий Михайлович и Проскурина Ольга Николаевна.

На Олимпийских играх  Саратовскую область представляли:

- Лев Никитин - финалист Олимпийских игр в Хельсинки (8 место), 1952 год;

-  Александр Ковалев– серебряный и бронзовый призер Олимпийских игр в Афинах, 2004 год;

- Сергей Улегин – серебряный призер Олимпийских игр в Пекине , 2008 год;

- Наталия Лобова – финалист Олимпийских игр в Лондоне (6-е место), 2012 год;

- Кира Степанова – финалист Олимпийских игр в Рио-де-Жанейро (5-е место), 2016 год.

буклет

 

 

 




надежные сайты